На территории Рима находится отдельный город-государство — Ватикан, занимающий территорию 40 гектар.
Это самая маленькая в мире независимая и суверенная страна. Окончательной автономии она добилась в 1929 году после Латеранского соглашения, в честь которого была построена улица с соответствующем названием: виа делла Кончилиационе (улица Примирения).
В Ватикане есть все атрибуты отдельного государства: гимн, флаг, банк, чеканная монета, тюрьма, охрана (швейцарские гвардейцы), пресса, телевидение, сайт в интернете, почтовая марка, нет промышленности и очень мало автомобилей.
В момент образования государства на территории Ватикана проживало порядка 400 жителей (здесь и далее цифры приблизительные). В их числе 200 дипломатов, 90 швейцарских гвардейцев и 46 кардиналов курии. Граждане Ватикана работают только в интересах церкви — либо на территории государства, либо за его пределами в качестве дипломатов. Иметь ватиканский паспорт — огромная привилегия, хотя это всего лишь означает быть рядом с его Святейшеством. Порядка 2,5 тысяч человек работают в Ватикане, но не имеют там постоянного места жительства.
Глава государства Ватикан — Папа (сегодня это Иоанн Павел II), который избирается на этот пост пожизненно коллегией кардиналов и обладает абсолютной властью над городом и римско-католической церкви. Посредством своих епископов Римской курии Папа оказывает влияние на
политическую и общественную жизнь во всем мире.
Окруженная со всех сторон средневековой стеной, территория Ватикана имеет форму неправильной трапеции. Войти простому туристу сюда можно только через три входа (из шести): через музей Ватикана, через площадь Св. Петра и арку Кампане.
Сокровища Ватикана.
Ватикан — одно из самых богатых государств мира: в течении нескольких веков здесь накапливались произведения искусства самых известных художников, библиотека манускриптов средневековья и эпохи Возрождения, архитектурные шедевры. Чтобы все это увидеть, нужно приезжать в Ватикан не один раз и не на один день.
Площадь Св. Петра (Piazza San Pietro) — центр Ватикана — создавалась Бернини для папы Александра VII (1656 —1667 г). В ее центре находится шпиль — это египетский обелиск, установленный здесь по велению папы Сикста IV. Площадь имеет форму кувшина: его горлышко “смотрит” на собор Св. Петра, а дно является выходом в Рим. Интересен оптический эффект наблюдается при одновременном просмотре колоннады, которая состоит из 284 колонн, установленных в 4 ряда: если встать в центре (рядом с фонтаном), то все колонны будут стоять на одной линии.
Собор Св. Петра — самый огромный католический храм в Европе (занимающего площадь в 22 067 кв.м, достигающего в высоту189 м, вместимостью 60 тыс. человек), который строился и перестраивался в течение 2-х веков. Первый камень был заложен Донато Браманте в XV веке (при папе Николае V), купол, диаметр которого 43 метра, спроектировал Микеланджело, а над фасадом собора трудился Карло Мадерна.
В 1612 году при папе Павле V Боргезе состоялось торжественное открытие собора. Об этом говорит надпись на фасаде, которая расположена под 6-ти метровыми статуями апостолов.
Собор Св. Петра хранит множество исторических памятников Ватикана: бронзовая статуя Св.Петра XIII века, скульптурная композиция “Пьета” работы Микеланджело, надгробный памятник папе Урбану VIII, папе Павлу III, бронзовую гробница для папы Иннокентия VIII, которая раньше находилась в старой базилике Св.Петра и памятник Стюартам и др.
Вход в собор бесплатный. Но чтобы увидеть панораму Рима, за подъем на лифте на смотровую площадку куполола надо заплатить 4 евро.
Одно из самых посещаемых мест Ватикана — Сикстинская капелла,построенная здесь при папе Сиксте IV (1477 — 1481 гг.). Внешне она совершенно невзрачная, особенно после Собора Св. Петра, зато внутри богата украшена фресками. Кардиналы используют это место, чтобы выбрать нового Римского папу. С 1480 по 1483 год стены капеллы были декорированы знаменитыми художниками Ренессанса: слева изображена жизнь Моисея, справа — Иисуса, а между окнами — портреты 24 римских пап. Это место знаменито благодаря фрескам великого художника Микеланджело Буонарроти, который расписал потолок капеллы по указанию папы Юлия II в период с 1508 по 1512 год. В 1524 году художник приступил к росписи алтарной стены. Огромная работа (200 кв.м, 3 года) называлась “Страшный суд” и изображала 291 фигуру.
Спиральный пандус архитектора Джузеппе Момо (XVIII век) имеет очень интересную особенность: посетители, которые поднимаются вверх не встречаются с теми, кто уже спускаются вниз. В этом можно убедиться, если посмотреть на конструкцию сверху.
В течение многих столетий римские папы собирали и сохранили такое количество произведений искусства, что они образовали один из самых больших и богатых музеев мира!